После падения Римской империи ислам начал бурное развитие. Его теологическая простота была привлекательной для обыкновенных людей. Вооруженные Кораном и мечом, мусульмане подчинили себе большие территории Ближнего Востока, Северной Африки и Испанию, но междоусобица привела к развалу их империи.

Мухаммеддины были популярны, потому что шли, как освободители людей, порабощенных высокими налогами и бюрократией римской империи. В Персии Zoroastrians, которые в свое время спрятали Марию и Иисуса, легко приняли ислам, потому что римские налоги были для них невыносимым ярмом. Но большую часть мусульман ислам получил из христиан. На протяжении 250 лет христианство было государственной религией Рима.





Высокие налоги оправдывались религией. В такой ситуации духовные вожди ислама легко убеждали людей становиться мусульманами. Так первый великий калиф говорил: «Каждый, кто примет нашу религию и будет молиться нашему богу, будет освобожден от уплаты подушного налога». Таким образом, это не был выбор между христианством и исламом, а между свободой и налоговым рабством. Как отмечал историк того времени, «из-за тяжелого бремени высоких налогов (Kharaj) многие богатые и бедные отреклись от веры мессии (Христа).

Мусульмане были жесткими автократами. При создании своей империи они совершили одну грубую ошибку. Они передали местным генералам и правителям право сбора налогов. В результате большую часть доходов те ооставляли себе, а центральное правительство испытывало дефицит финансов. На территории бывшей римской империи мусульмане не упразднили налог на землю и подушный налог. Они просто гуманизировали сбор налогов. При этом они были автократами и в отличие от императора Августа не умели управлять госфинансами. Дух исламской налоговой системы хорошо отражен во введении к книге о земельном налоге. Вот как напутствовал на работу сборщика налогов калиф: «Смотри, чтобы ты собрал весь земельный налог (харай), который причитается с них. Будь бдителен и не давай людям уклоняться от уплаты налогов. Не показывай слабость. Приходи ко мне в полдень. Я пришел к нему в полдень. Он мне сказал: «.. Будь осторожен, когда ты приходишь к ним не конфисковывать собственность. Не бей их. Не заставляй их стоять на коленях, чтобы собирать налоги. Не продавай их собственность для того, чтобы компенсировать часть причитающихся к уплате налогов, потому что ты уполномочен собирать только излишек (surplus). Если ты ослушаешься моих приказов, Бог покарает тебя. .. Я ушел и действовал так, как он мне приказал. Затем я вернулся. Оказалось, что я собрал весь причитающихся налог».

Такая же политика здравого смысла использовалась мусульманами после завоевания Египта. Правитель Амр предоставил местным властям сбор налогов. Тогда в Египте налоги платили только золотом и серебром. Люди страдали от подушного налога. Мусульмане ввели правило, что налоги могут быть уплачены в любой форме по выбору крестьян. Пастбища освобождались от земельного налога, если крестьяне разрешали определенному количеству скота мусульман пастись на их пастбище весной. Подушный налог в два динара (с освобождением в трудные времена – неурожая) был оставлен только для неверных купцов и торговцев, т. е. немусульман.

Арабы принесли мир и вежливость в мир, который загибался от налогов и жестокости. Они освободили старый римский мир от коррумпированной, эксплуатирующей системы налогообложения. Арабы даже практиковали возврат налогов, как это было, к примеру, в Палестине в 636 году. Они вернулись деньги как христианам, так и евреям. К тому времени арабы уже завоевали большинство земель Иудеи. Когда арабы узнали, что на эти земли движутся силы Рима, они решили вернуть собранные налоги, сказал, что они не могут обеспечить безопасность населения. Такой жест сильно растрогал христиан и евреев. Они молили богов, чтобы арабы вернулись к ним. Такая картина сильно отличается от того, что мы имеем сегодня. Да, Коран говорит о том, что неверных должна постигнуть смерть (9:29), но арабы действовали прямо противоположным образом. Убийства не практиковались даже самыми рьяными фундаменталистами. Побежденные люди имели на выбор три опции: смерть, налоги или переход в ислам. Исламисты модифицировали римскую налоговую систему, сократив ставки и ограничили сбор налогов только к неверным. Такой подход позволил исламу расти гораздо быстрее, чем использование меча по Корану. В результате массового перехода в ислам резко сократилась налоговая база. Неверных стало резко не хватать. Как следствие египетские правители начали умолять халифов распространить сбор налогов на всех. В конце концов, между благородным святым делом увеличения числа исламистов и налоговыми поступлениями арабы выбрали второе.

Подушный налог назывался jaliya. Его сбор был законодательно оформлен через договор dhimma. Уплата налогов была главной обязанностью неверных. К тому же они не должны были драться с мусульманами и не трогать мусульманских женщин. Он должен был быть добрым самаритянином по отношению к мусульманским путешественникам. В этом случае ему гарантировалась безопасность и право исповедовать свою религию. Кстати ставки подушного налога варьировали от одного до двух динаров. Вот какое письмо написал халиф жителям Тифлиса в 642 году: «Именем милостивого и сострадательного бога пишу я, Хабиб ибн Маслама к жителям Тифлиса в земле Хурмуз. Я предоставляют вам, вашим детям, вашим семьям, вашим храмам и монастырям, вашим религиям и молитвам безопасность при условии, что вы примете унижение [?] уплаты подушного налога по ставке один полный динар на каждое домашнее хозяйство. Вы не должны объединять несколько домашних хозяйств в одно, чтобы сократить налог. Мы также не будет разъединять домашнее хозяйство, которое уже создано». Аналогичная ситуация была в Персии. Кстати многие страны начали практиковать сбор налоги только с неверных (еврейское царство хазар на севере Персии). В западной цивилизации такое практиковалось на протяжении тысячи лет. Такая практика напоминает греческую практику взимания налогов с метиков (иностранцев), а не с местных жителей.

Подушный налог в Персии отличался от египетского. В Египте подсчет шел от земли, а в Персии – 10% от ценности торговых запасов. Таким образом, универсальности в сборе данного налога не было. Закат мусульманской империи начался в Испании. К этому времени арабы начали поднимать налоговые ставки и ввели первый в мире акцизный налог в 5%. Халифы и султаны стали сильно отличаться от Мухаммеда, который жил скромно и проповедовал всеобщее братство. Руководители исламского мира стали коррумпированными, высокомерными правителями. Они тратили деньги, но не имели эффективной системы налогового аудита. Местные сборщики налогов оставляли большинство денег себе, не отправляя в центр причитающуюся долю. Второй фактор, который погубил исламскую империю – ужесточение мер в отношении налогоплательщиков (избиения, смертные приговоры как к верным, так и к неверным). В Египте местный султан хотел увеличить ставку налога на 5%. В ответ ему советник сказал: «Я не могу просить у людей больше налогов, когда жена султана на праздник по случаю обрезания сына султана одела платье стоимостью 30 тысяч динаров. И это только одна жена и одно платье». Можно себе представить уровень коррупции в слабеющей империи.

Из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» (Charles Adams «For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of Civilization»).