Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Приказом Федеральной налоговой службы РФ (далее — ФНС России) от 27.04.2007 № ММ-3-25/267 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, который является нормативным документом, и его исполнение обязательно для всех территориальных органов ФНС России, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками.

В последнем разделе Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков под номером 06.00.000 приведен порядок предоставления налогоплательщикам общей информации при их обращении в налоговый орган. Максимальный срок ответа налогового органа не должен превышать 30 дней со дня обращения. Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков предусмотрены иные способы информирования налогоплательщиков – индивидуальное устное информирование и информирование по телефону.





В этих случаях ответить надлежит непосредственно при получении запроса по телефону или обращении налогоплательщика лично или через представителя в налоговый орган;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

При этом следует отметить, что письменные разъяснения Министерства финансов РФ (далее — Минфина России) не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц.

Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Разъяснения, направляемые Минфином России, не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов (Письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138);

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

7) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;8) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;9) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;10) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;11) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Данному праву налогоплательщиков (плательщиков сборов) корреспондирует установленная в п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах;

12) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

К неправомерным актам налоговых органов могут быть отнесены как нормативные правовые акты (например инструкции, приказы, принятые с нарушением норм действующего законодательства о налогах и сборах, а также противоречащие им), так и акты индивидуального характера (ненормативные правовые акты, например акт выездной налоговой проверки, составленный с нарушениями правил ст. 89, 100 НК РФ).

К неправомерным требованиям налоговых органов и должностных лиц налоговых органов могут быть отнесены противоречащие актам законодательства о налогах и сборах приказы, распоряжения, просьбы (как устные, так и письменные) о досрочной уплате налогов или авансовых платежей, о передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего налогоплательщику, об обеспечении транспортом, о предоставлении средств связи, о представлении отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства, о доступе на территорию налогоплательщика в ночное время, в выходные праздничные дни;

13) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;15) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ);

16) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Перечень прав налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленный ст. 21 НК РФ, не является исчерпывающим. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Следует отметить, что НК РФ такой ответственности не предусматривает, однако такая ответственность установлена КоАП РФ (например, ст. 19.1 «Самоуправство»), а также Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ) (ст. 293 «Халатность», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 330 «Самоуправство»). Для привлечения виновных должностных лиц налоговых органов к указанной ответственности необходимы такие квалифицирующие признаки, как причинение существенного вреда налогоплательщику.