В соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в редакции Приказов ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/467@ и от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461), для реализации целей налогового контроля налоговым органом определяются критерии для отбора объектов проведения выездных налоговых проверок.

Основой утвержденной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Концепция содержит также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Это значит, что каждый налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.





Налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения его в план выездных проверок.

Таким образом, планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике, в том числе:

— анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

— анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

— анализ показателей налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, или несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

— анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

Немаловажной частью планирования выездной налоговой проверки является предпроверочный анализ деятельности конкретного налогоплательщика.

Предпроверочный анализ заключается:

— в выборе области налогообложения предстоящей проверки, касающейся расчетов тех или иных налогов, необходимых для данной проверки;

— обосновании ошибок у налогоплательщика, выявленных по результатам камеральной проверки;

— в контроле исправления ошибок налогоплательщика, выявленных у него предыдущей выездной проверкой;

— в анализе информации о наличии сигналов о нарушении налогового законодательства у налогоплательщика от регистрирующих органов или от других налогоплательщиков;

— в выявлении реальных налоговых нарушений у налогоплательщика за проверяемый период.

В ходе предпроверочного анализа устанавливается:

— тип организации (ГУП, МУП, АО, ООО);

— вид, характер деятельности налогоплательщика;

— среднесписочная численность работающих в организации, в т. ч. в динамике за предстоящий проверяемый период;

— юридический и фактический адрес;

— анализ движения денежных средств по представленной бухгалтерской отчетности (приложение к бухгалтерскому балансу, форма № 4), по выпискам с расчетных счетов, открытых в учреждениях банков, в т. ч. в динамике за предстоящий проверяемый период;

— анализ бухгалтерского баланса. При этом следует обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости активов, на соотношение темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности;

— анализ дебиторской и кредиторской задолженности, с целью достоверности ее наличия, а также правомерности списания в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов;

— анализ прибыли по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». При этом необходимо сопоставить количественные показатели относительно доходов и расходов в динамике, с целью выявления причин изменения результатов деятельности проверяемого налогоплательщика. Завершая анализ прибыли, необходимо проанализировать рентабельность организации;

— оценивается информация о налогоплательщике по специфическим особенностям работы организации;

— состояние бухгалтерского и налогового учета;

— состояние учетной политики организации;

— другие характеристики налогоплательщика.

Таким образом, следующим этапом предшествующим началу выездной налоговой проверки, является предпроверочный анализ налогоплательщика, включенного в план проверок на определенный отчетный период.

Немаловажное значение имеет непрерывность налогового контроля – периода предыдущей проверки и последующего проверяемого периода, – т. е. соблюдение преемственности выездных налоговых проверок.

Установление нарушений в деятельности налогоплательщика именно на этапе предпроверочного анализа с учетом результатов камеральной проверки, а также информации по предыдущей выездной налоговой проверке позволит иметь конкретную информацию о документах, запрашиваемых с целью подтверждения и сбора доказательной базы выявленных нарушений, для достижения эффективного результата выездной налоговой проверки.

При установлении конкретной информации о налогоплательщике на этапе предпроверочного анализа координируются действия налоговых органов при организации налоговой проверки выбранного субъекта:

— определяется необходимое время для проведения выездной налоговой проверки у данного налогоплательщика;

— количество работников налоговой инспекции, способных организовать выездную проверку в кратчайшие сроки;

— назначается бригада проверяющих налоговых инспекторов для проведения проверки;

— распределяются между проверяющими служебные обязанности и области проверок различных налогов;

— решаются вопросы о привлечении экспертов или специалистов, юристов, уточняется комплексность или выборочность проверки.

Заключительный этап подготовки к налоговой проверке предполагает определение методики организации контрольных функций налоговыми органами, отражает утверждение программы проверки.