В существующей технологии налогового контроля имеется ряд недостатков, к которым специалисты относят большую трудоемкость контрольных операций, высокие требования к уровню квалификации налоговых инспекторов, объективные трудности обнаружения различного рода нарушений налогового законодательства (случайных или умышленных). Очень часто отделы выездных налоговых проверок налоговых органов не имеют достаточных ресурсов для проведения выездных налоговых проверок в объеме, необходимом для сбора доказательственной базы. Кроме того, при сплошной проверке всех зарегистрированных организаций затраты на проведение проверок могут быть значительно большими, чем дополнительные отчисления в бюджет, то есть деятельность системы налогового контроля будет убыточной с точки зрения интересов общества, бюджета. Для минимизации подобного риска налоговым органам необходимо при заданной доле проверяемых налогоплательщиков выбрать такие организации, чтобы в результате проверок ожидаемые отчисления в бюджет были максимальными.





Один из вариантов решения поставленной задачи ‑ целенаправленный отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки на основе всестороннего анализа совокупности всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике с учетом критериев риска налоговых правонарушений, завершающийся определением списка налогоплательщиков, которые могут быть включены в проект плана выездных налоговых проверок.

Условно представленные в Концепции критерии можно разделить на следующие группы (табл. 1):

1) критерии оценки рисков по отраслевому принципу;

2) критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности;

3) критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям;

4) критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами;

5) критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности.

Таблица 1

Критерии риска совершения налоговых правонарушений.

Номер критерия согласно Концепции Наименование критерия Возможные источники информации для определения критерия
Критерии оценки рисков по отраслевому принципу
1 Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) Формы бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения из внешних и внутренних источников
5 Выплата среднемесячной заработной платы на
одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации
Форма по КНД 1151046,
форма по КНД 1151050, статистические данные
11 Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики Форма по ОКУД 0710001,
форма по ОКУД 0710002, статистические данные
Критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности
2 Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов Форма по КНД 1151006,
форма по ОКУД 0710002
3 Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период Форма по КНД 1151001
4 Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) Форма по КНД 1151006,
форма по ОКУД 0710002
Критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям
6 Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы Формы бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения из внешних и внутренних источников
7 Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год Форма по КНД 1151020
Критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами
9 Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности
10 Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами) Сведения из внешних и внутренних источников информации
Критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности
8 Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками контрагентами-перекупщиками или посредниками экономических или иных причин (деловой цели) Сведения из внешних и внутренних источников информации
12 Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким уровнем риска Сведения из внешних и внутренних источников информации