В основу налоговой системы Литовской Республики положены принципы налогообложения, характерные для европейских стран, используются международные стандарты и директивы Европейского Экономического Союза.

В Литовской Республике модель рыночной экономики близка к либеральной. Главным источником доходов бюджета являются косвенные налоги, поэтому налоговая система республики выполняет главным образом фискальную функцию. Главным источником налоговых поступлений бюджета Литвы являются платежи по налогу на добавленную стоимость. В Литовской Республике применяется потребительский тип НДС. Налог охватывает все товары и услуги и распространяется на стадии производства и распределения. Тип НДС, применяемый в республике, приближен к классической модели НДС. Так, движение товаров (согласно шестой директиве ЕЭС),оформляются счет-фактурами, где указывается стоимость сделки (без учета НДС)





и валовой НДС. Плательщики самостоятельно рассчитывают налог как разницу между указанными в счет-фактурах валовыми НДС на продажи и покупки. В литовской Республике законодательством о данном налоге более конкретно определена процедура возврата НДС из бюджета, чем в отечественном законодательстве. Таким образом, в литовском законодательстве об НДС были изначально заложены европейские принципы построения налога.

В Литовской Республике производители и импортеры подакцизных товаров уплачивают акцизы по специфическим, адвалорным и смешанным ставкам.

В Литовской Республике законодательством по налогу на прибыль установлен порядок уплаты налога авансовыми платежами. Сумма ежемесячных авансовых платежей определяется от прибыли за прошедший финансовый год или квартал. В конце текущего года сумма авансовых платежей корректируется с учетом прибыли текущего года. Таким образом, плательщики ежемесячно не рассчитывают налог на прибыль. Убыток как результат работы литовского предприятия за год позволяет получить льготу в форме освобождения от уплаты налога в течение будущего года. Такая льгота дает возможность организовать работу таким образом, чтобы к концу следующего года иметь убыток. Таким образом, многие предприятия легально уклоняются от уплаты налога на прибыль. В настоящее время в экономически развитых странах происходит одновременное снижение ставок по налогу на прибыль и уменьшение количества льгот. Поэтому снижение общей ставки по налогу на прибыль обязательно должно сопровождаться упорядочением и сокращением количества льгот.