Эффективное управление предприятиями сферы обращения во многом определяется состоянием действующей системы налогообложения, поскольку налоги являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.

Налоги — основная форма доходов государства. Но нельзя забывать главный принцип налогообложения: как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.





От принципов построения налоговой системы, методики учета и анализа налоговых расчетов и платежей во многом зависит финансовое состояние предприятий торговли и других отраслей национальной экономики.

Осуществление рыночных преобразований активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения. Вместе с тем, область финансовых отношений, регулирующая налогообложение предприятий сферы обращения, нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.

Так, несмотря на создание в стране основ налогового законодательства, существуют немалые трудности при исчислении и уплате налогов. Множество вопросов, возникающих при совершенствовании хозяйственных операций, учете налоговых платежей и их исчислении, не получают ответов из-за несовершенства методической базы налогообложения. Требования налогового законодательства и бухгалтерского учета при переходе на международные стандарты часто не совпадают. Происходящие изменения в налогообложении практически не затрагивают порядок отражения в учете расчетов и платежей по налогообложению юридических и физических лиц. Наличие таких противоречий приводит к нарушениям в порядке исчисления налогооблагаемой базы, искажению начисленных сумм налогов и, как следствие этого — к огромным финансовым санкциям налоговых служб.

Негативно отражается на состоянии расчетов, учета и уплаты налоговых платежей, недостаточность научных и практических разработок по организации и методике внутрихозяйственного учета и экономического анализа. Следует особо отметить, что такой учет и анализ является важнейшим инструментом, от правильной организации и функционирования которого зависит не только четкое исполнение налогоплательщиками налогового законодательства, но и объем поступлений в государственный бюджет.

Возникающие расхождения между бухгалтерским учетом и законодательством обусловлены также тем, что в некоторых случаях информация, содержащаяся в первичных учетных документах, должна быть скорректирована для целей налогообложения. Кроме того, налоговым законодательством предусмотрено введение специальных налоговых регистров, отличных от бухгалтерских, в частности, налоговой карточки по учету доходов и подоходного налога, книги покупок и книги продаж по НДС. Таким образом, сложилась ситуация, когда существующая система бухгалтерского учета и анализа не удовлетворяет требованиям налогового законодательства и не обеспечивает налогоплательщиков необходимой информацией для определения величины налоговых обязательств.

Чтобы разрешить сложившиеся противоречия в системе финансового учета и анализа, целесообразно выделить в системе бухгалтерского учета налоговый учет, который, наряду с требованиями бухгалтерского учета и анализа, будет удовлетворять требования налогового законодательства. В основе этой системы должна лежать действующая в рамках финансового учета система налогового учета, но дополненная и откорректированная с учетом требований существующей системы налогообложения. Основной целью системы налогового учета и анализа является формирование достаточно полной и достоверной информации о налоговых обязательствах торговых и других предприятий, необходимой для составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Кроме того, проанализировав действующее законодательство, необходимо правильно выбрать методы и методики учета и анализа налогов. Прежде всего, это введение специальных учетно-налоговых показателей, понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета, но используются исключительно для целей налогообложения. Примерами таких учетно-налоговых показателей могут быть: налогооблагаемая прибыль, среднегодовая стоимость имущества, фонд оплаты труда, выручка от реализации товаров и другие.

Кроме того, необходимо установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик.

Следующей по важности является методика определения налоговой базы. Выбор того или иного метода учета налогооблагаемой базы должен исходить из конкретных условий деятельности предприятий, их экономического и финансового положения.

Переход на международные стандарты финансовой отчетности, усложнение налоговой системы в стране способствовал все большему возрастанию требований налогового законодательства и правил к организации бухгалтерского учета, в частности, в следующих случаях: при формировании налогооблагаемой базы прибыли, при определении метода учета выручки от реализации товаров, при начислении амортизации, при оприходовании безвозмездно полученных ценностей, при учете убытков от реализации товаров и т.п.

Одна из важных проблем существующей системы налогообложения состоит в определении доходов налогоплательщика и имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Таким образом, из-за отсутствия научно-обоснованных методик определения рыночной цены товара и доходов для целей налогообложения сложилась ситуация, когда один объект имеет как минимум две, три и более оценочных стоимостей, используемых для целей налогообложения.

Еще одна проблема бухгалтерского учета — это переход на международные стандарты учета.

Основное отличие зарубежных систем бухгалтерского учета от наших систем связано с различными целями учета. На западе бухгалтерский учет необходим для определения результатов хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. Методы такого определения могут быть различны. Международная практика допускает ввод определенных ограничений при выборе методологии и методик учета со стороны (тем не менее предприятия самостоятельно определяют, в заранее установленных границах, свою учетную политику). Такая политика должна соответствовать целям налоговых служб и представлять собой ту часть учета, которая носит название ,,финансовый учет. В то же время предприятие может иметь свои цели, не совпадающие с целями налоговых органов и тогда оно выбирает для определения финансового результата свои методы учета и организовывает, помимо финансового учета, внутренний управленческий учет.

Бухгалтерский учет в Республике Беларусь может быть истолкован только как финансовый. Для нашей республики характерно отношение к учетным данным как к точным и достоверным. Для большинства зарубежных систем бухгалтерского учета и экономического анализа характерно понимание относительности учетных и аналитических данных, вытекающей из самой методологии и методики учета и анализа.

Исходя из вышесказанного следует отметить, что объективно любая из систем бухгалтерского учета гораздо более близка к международным стандартам, чем белорусская. Поэтому сегодня в связи с активным развитием международных хозяйственных и финансовых связей, кредитования и инвестиционной деятельности, возникла необходимость приближения содержания и методов белорусской системы бухгалтерского учета к международным стандартам. Приближение к международным стандартам будет способствовать развитию регионально-экономического сотрудничества, например как Еврорегион «Днепр».

Тем не менее до настоящего времени, несмотря на принятие в Республике Беларусь Закона о бухгалтерском учете и отчетности в нашей системе учета существуют определенные методические недоработки. В учете не отражаются предстоящие процентные платежи, весьма запутана методика отражения арендных отношений, оценки имущества. Бухгалтерская отчетность и сегодня ориентирована во многом на удовлетворение фискальных интересов государства. Зачастую сотрудники налоговых органов рекомендуют предприятиям такой порядок учета, который, прежде всего, удобен для них — в ущерб международным принципам, требованиям, стандартам.

В качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно выделить следующие:

  1. Адекватному развитию экономики должна соответствовать определенная система налогов, их виды, соотношение прямых и косвенных налогов.
  2. Правильный выбор методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, независящие от форм собственности, так и от организационно-правовых форм предприятий.
  3. Одинаковый подход к расчету величины налога вне зависимости от источника полученного дохода.
  4. Обеспечение принципа однократности обложения налогами и недопущение (избежание) двойного налогообложения.
  5. Научное обоснование размера взимания и определения ставки налога, которое создавало бы плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и других субъектов хозяйствования.
  6. Дифференциация ставки налога в зависимости от уровня дохода или стоимости имущества.
  7. Стабильность ставок налогов на длительный период времени, простота их исчисления.
  8. Установление системы налоговых льгот, единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков. Действующая в Республике Беларусь налоговая система еще не отвечает всем перечисленным выше принципам и требованиям. Главная причина этого — отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики. Очевидно, что наша налоговая система устарела и нуждается в совершенствовании и развитии. На мой взгляд, существует несколько возможных путей изменения налоговой системы:

*либо выбрать одну из успешно функционирующих западных налоговых систем наиболее близкую для Республики Беларусь;

*либо использовать систему, адаптированную для переходного периода;

*либо разработать совершенно новую налоговую систему для Республики Беларусь, но с учетом передового отечественного и мирового опыта.

Надо сказать, что резкая кардинальная замена налоговой системы может нанести непоправимый ущерб экономике страны. Поэтому при решении этого вопроса необходим взвешенный подход, основанный на глубоком изучении истории развития и проблем налогообложения, существующих в налоговых системах стран мира с различным экономическим уровнем и адаптации полученных знаний к условиям Беларуси.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования системы налогообложения являются:

*построение единой налоговой системы;

*создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов;

*упрощение системы налогообложения;

*создание совершенной, оптимальной законодательной налоговой базы;

*улучшение системы сбора налогов, позволяющей увеличить налоговые поступления в государственный бюджет при сохранении справедливости налогообложения;

*формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения;

*повышение эффективности налоговых органов.