За прошедшие годы появлялись разные термины для обозначения одной и той же идеи. Схематично трансформацию базового термина можно изобразить так:
корпоративное гражданство (1970-е) —- (корпоративная) социальная ответственность (1990-е) —- корпоративная ответственность —- устойчивое развитие (2000-е)
Это не означает, что один термин сменял другой, скорее, через переформулировку термина происходило уточнение его содержания или подчеркивались специфические особенности этого содержания. Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении. Приведем лишь несколько примеров.
«Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса, поддерживающая ценности, которая компания объявляет в своей миссии, а также ежедневный выбор, которые делают ее менеджеры и работники». Центр корпоративного гражданского Бостонского колледжа, 2005.
«Социальная ответственность частного сектора касается отношений компании не только с клиентами, поставщиками и работниками, но также … к потребностям, ценностям и целям общества». Из доклада Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Разработка руководящих принципов относительно роли и социальной ответственности частного сектора», 2000.






«Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами». «Зеленая книга о корпоративной социальной ответственности» (European Commission Green Paper on Corporate Social Responsibility), 2001.
«КСО определяет самую суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. КСО не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы». Крис Марсден, Amnesty International Business Group, 2002.
«Социальная ответственность — ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое
— согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;
— учитывает ожидания заинтересованных сторон;
— согласуется с международными нормами поведения;
— введено во всей организации». ISO 26000 (проект), 2008.
«Устойчивое развитие – это такое развитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения без угрозы удовлетворению нужд грядущих поколений. Это не достижение статичного состояния гармонии, а процесс последовательных изменений, когда эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация на технологический прогресс и институциональные изменения соответствуют потребностям будущего и настоящего». Из Доклада Т. Брундланд, ООН, 1987.
Сейчас принято считать, что все эти термины призваны обозначить одну и ту же сущность (несмотря на видимые различия в нюансах каждого из них), а именно:
— это способ анализа взаимозависимых отношений, которые существуют между бизнесом вместе с экономическими системами в целом и обществом, в котором они существуют;
— это форма обсуждения того, в какой мере бизнес ответственен перед обществом;
— это средство, с помощью которого можно обнаружить позитивные последствия для бизнеса, который не отказывается от этой ответственности.
Об основных сферах ответственности (отношения работодатель – работник, местное сообщество, взаимоотношения с рынками в цепочке поставок,  можно прочитать в данном разделе нашего сайта.

Другие термины и теории

Еще одним базовым термином в теории КО является выражение «заинтересованные стороны» или «стейкхолдеры». Это своего рода естественный ограничитель: как бы ни была велика компания или организация, сфера ее ответственности не может распространяться на все общество в глобальном масштабе. Определение групп заинтересованных сторон помогает установить более реалистичные границы воздействий и ответственности компаний и организаций в каждый конкретный момент времени. Круг этих стейкхолдеров может быть велик или мал в зависимости от того, в какой промышленной отрасли работает компания или организация, экономического будущего этой отрасли, а также от размеров самой компании или организации.
Также близки к теории КО (и во многих вопросах пересекаются) концепции и теории:
— социальный и экологический аудит;
— теория стейкхолдеров;
— корпоративная этика;
— стратегическая филантропия;
— корпоративное управление.Что не относится к корпоративной ответственности
— Обязанности, которые любое физическое или юридическое лицо должны выполнять в повседневной жизни согласно действующим законам и нормативным актам.
Невыполнение законов является правонарушением, что никак не может быть уравновешено стремлением быть социально ответственным. Конечно, выполнение законодательных требований является элементом корпоративной этики, но это не имеет отношения к сути концепции КО.
— Субъективный (или вынужденный) выбор объектов или сфер деятельности, на которые компания или организация готова тратить деньги.
К концепции КО относится только система планирования, принятия решений и оценки последствий этих решений, которая имеет непосредственное отношение к бизнесу компании или целевой деятельности организации.В завершение стоит привести широко цитируемую фразу о том, что:
Скорее всего, в условиях глобализации выживет только тот бизнес, который научится лучше других сочетать взаимоисключающие интересы различных групп заинтересованных сторон, а также перерабатывать великое разнообразие ценностей и мнений в собственные стратегические цели и процессы принятия решений.