Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения. В то время налоги понимались как «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, т.е. на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовой сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.





Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство2. Налогообложению подлежали все земли за исключением тех, которые являлись казенными. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 млн руб.

К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который был введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9-10 %. Например, в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн руб. из 4,14 млн руб. прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн руб.

Значительный рост городского населения обусловил введение в 1894 г. государственного квартирного налога, который взимался органами городского управления и целиком поступал в государственный бюджет (лишь в бюджет Санкт-Петербурга передавалась часть налога). Этим налогом облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся ли он собственником или арендатором. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры и составляла от 5 до 560 руб. Если наемная цена квартиры превышала 6 тыс. руб. ставка составляла 10 %. В 1900 г. квартирного налога получено 3,9 млн руб., а в 1908 г. — более 6 млн руб.

Наряду с указанными выше налогами в 1885 г. была предусмотрена уплата сбора с доходов от денежных капиталов. Введению указанного налога в немалой степени способствовали рост ссудного капитала и появление большого числа рантье. Объектом налогообложения в этом случае являлся доход от ссудных капиталов и ценных бумаг. Ставка налога составляла 5 %. Под налогообложение подпадали доходы, полученные в виде процентов по ценным бумагам как государственным, так и выпускаемых частными лицами; проценты по вкладам в кредитных учреждениях; доходы от капиталов, ссужаемых частными лицами и учреждениями торговым и промышленным предприятиям. Освобождались от налогообложения доходы по акциям и паям промышленных и торговых обществ, облагаемых дополнительным промысловым сбором. Ежегодно с налогоплательщиков удерживалось до 20 млн руб. этого налога.

Развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом, промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором. После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты). Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных

разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых предприятий к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например, к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму — розничная, к третьему и четвертому — «мелочная», к пятому — «развозочная» и к шестому — «разносная». Для кредитных и страховых учреждений определяющим являлся размер основного капитала, а для промышленных предприятий — количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 4 до 500 руб., а в промышленности — от 2 до 1500 руб.

Помимо основного предусматривалась также уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыли предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности. Публичную отчетность (декларации) о доходности в раскладочные присутствия были обязаны представлять торговые предприятия первого и второго разрядов, а также промышленные предприятия с первого по пятый разряд. Ставка дополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3 до 14 % (при норме прибыли превышающей 20 % с суммы превышения дополнительно взыскивалось 10 %), при этом предприятия, имеющие менее 3 % прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачивался в размере 15 коп. со 100 руб. нарицательной суммы основного капитала для предприятий с прибылью до 3 %, и 20 коп., для предприятий работающих с большей прибыльностью1. Для предприятий, не обязанных представлять отчетность, предусматривалась уплата раскладочного сбора, исходя из их предполагаемой прибыльности, а также процентного сбора с прибыли, превышающей определенный размер. Однако допускалось представление ими торговых книг для определения реально полученной ими прибыли в целях налогообложения. Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 млн руб., а дополнительный — 35 млн руб.

Однако основные суммы государственных доходов традиционно поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Например, в государственном бюджете Российской империи 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн руб. или 45,4 % всех доходов, а на прямые налоги — 177 млн руб. и 16,9 % соответственно2. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн руб. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар — 92 млн руб., табак — 49 млн руб., керосин — 27 млн руб. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн руб.

Основное место среди косвенных налогов занимал акциз на водку и спирт. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка, и составлял 11 копеек за градус. Употребляемый в пивоварении солод, облагался акцизом в размере от 1 руб. 10 коп. до 1 руб 35 коп. за пуд. Налоги по другим подакцизным товарам также были выражены в определенных денежных суммах. Так, акциз на сахар уплачивался в размере 1 руб. 75 коп. за пуд, на табак в зависимости от сорта — от 23 коп. до 1 руб. 50 коп. за фунт, на нефтяные продукты и керосин — от 30 до 40 коп за пуд, а на спички — 1/2 коп. с «помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 коп. с помещений от 150 до 225 спичек».

Уровень налогообложения в России считался одним из самых высоких и постоянно увеличивался. Так, в 1882 г. население отдавало в государственную казну и местным властям около 25 % всего произведенного валового дохода, в 1892 г. — 27 %, а в 1901 г. — 30 % .

Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входящие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Для осуществления контроля за уплатой промыслового налога специально создавались особые по промысловому налогу присутствия, в которые входили чиновники Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, представители общественности в лице купцов и городского самоуправления. Непосредственными исполнителями являлись податные инспекторы и торговые депутаты, представляющие городское самоуправление и предпринимателей.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах — губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.