«Мы когда говорим, что не надо повышать налоговую нагрузку, это не значит, что не должно быть изменений внутри системы»

«Меньше налогов должно быть на деятельность, больше – на имущество, потребление»

«Уровень налоговых ставок у нас уже приблизился к критической величине и дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет к давлению на экономику и к выпадению доходов»

«Мы не можем влиять на нефтяные цены, поэтому альтернатива — либо повышение налогов, либо рост экономики. Надо сделать все, чтобы росла экономика»

«У нас долго не будет единого налога на недвижимость. Это наша общая позиция — Минфина, ФНС и наша позиция. На мой взгляд, это будет не раньше, чем через пять лет. Потому что у нас и все законодательство, и, главное, оформление собственности произошло на разные объекты.





Если у вас сейчас отдельно оформлен титул собственности на землю и отдельно титул собственности на здание, заставить людей и организации все переоформлять в отдельный документ будет очень сложно. Мы даже не можем заставить людей зарегистрировать существующие права собственности — у нас заявительный порядок регистрации прав собственности. Перейти на единый налог на недвижимость мы сможем постепенно, когда из-за удобства оборота люди сами начнут регистрировать это как единый объект. Поэтому два налога будут существовать какое-то время отдельно. Потом мы можем вводить этот налог по рыночной оценке, но это займет определенное время, и мы хотели с 2013 года дать право регионам вводить этот налог, но в добровольном порядке (по усмотрению региона), с установленным максимумом ставки на федеральном уровне, например, 0,01%»

«Условия, в которых мы будем реализовывать следующие этапы начатых преобразований, будут не самыми простыми. Зависеть они будут в меньшей степени от цен на нефть, и в значительно большей степени – от нашего прохождения основных «развилок» в экономической и социальной политике. Основных развилок, на мой взгляд, семь.
Первая развилка – допустимый для экономики уровень фискального бремени. Общая налоговая нагрузка (включая, таможенные и страховые платежи) сейчас составляет 35,6 % к ВВП.
Я начинаю с налогов, потому что налоги – это не только доходы бюджета (и не только проблема Минфина), это и составляющая часть инвестиционного климата. Незавершенность дискуссий по этому поводу беспокоит предпринимателей, они сдерживают инвестиции в ожиданиях изменений.
Надо при этом сказать, что за последние двадцать лет в Российской Федерации в целом сформирована современная налоговая система, отвечающая задачам развития страны и модернизации экономики. Дальнейшие изменения в ней не должны быть радикальными. Главное – сохранять основные принципы совершенствования налоговой политики. Эти принципы следующие:
Первый: стабильность ставок базовых налогов как минимум на 5 лет.
Второй: справедливость фискального бремени – большее налоговое бремя на сверхдоходы корпораций, прежде всего в «рентных» секторах, меньшее налоговое бремя – на бизнес, занимающийся модернизацией и создающий нового качества рабочие места. Дополнительное налогообложение потребления богатых. Кроме того, справедливость – это и равные условия конкуренции. Добросовестные налогоплательщики не должны проигрывать тем, кто использует разные схемы ухода от налогов.
Третий: конкурентоспособность налоговой системы – эффективные ставки налогов должны быть сопоставимы со странами, с которыми Россия конкурирует за привлечение капитала, а процедуры администрирования должны соответствовать лучшим мировым практикам. Особое внимание – сопоставимости налогообложения со странами, с которыми у нас ЕЭП,
Четвертый: прозрачность принятия решений в налоговой сфере – введение и ликвидация налоговых льгот, изменение правил и процедур налогового контроля принималось по итогам широкого обсуждения в обществе и проведения оценки регулирующего воздействия.
И пятый: баланс фискальной и стимулирующей функций налоговой системы.
На основе этих принципов мы вышли со своими предложениями, включая, например, налоговые каникулы для «гринфилд»-проектов в промышленности.
Нельзя закрывать глаза и на то, что в экономике продолжают существовать сектора, где предприниматели несут, кроме фискальной, еще и значительную нагрузку, связанную с административными барьерами, коррупцией. По экспертным оценкам, эти барьеры увеличивают бремя изъятий из бизнеса на значительные суммы – повышая в тех или иных случаях нагрузку до 50-60%»

«Пятая развилка – решения в пенсионной сфере. От этого зависит как уровень благосостояния наших пенсионеров, так и устойчивость бюджетной системы и во многом перспективы формирования «длинных денег» в экономике. Мы видим, что без реформирования пенсионной системы не удастся выйти на бездефицитный бюджет ни к 2015 году, ни позже.
Мы прогнозируем при действующих сейчас правилах дефицит пенсионной системы в 3-4% ВВП. Чтобы добиться бездефицитного бюджета остальная часть бюджетной системы должна сводиться с соответствующим по размерам профицитом. Тем самым денег на бюджет развития не остается совсем.
Повышение налогов – тоже не выход. Он тормозит рост ВВП и способствует уходу бизнеса в тень.
Так, в случае роста цены на нефть на 1 доллар за баррель дополнительные доходы бюджета составят около 50-60 млрд. рублей. Дополнительный рост ВВП на 1 процентный пункт в среднем за счет увеличения налоговой базы приведет к росту доходов бюджетной системы на 150-200 млрд. рублей. В итоге получается разница в 3-4 раза.
Хотелось бы, для примера, акцентировать ваше внимание на ситуации с налогообложением фонда заработной платы. Так, в 2011 на фоне резкого роста ставки страховых взносов возобновился рост теневых зарплат.
Соотношение скрытых зарплат и официального фонда оплаты труда выросло (по нашим оценкам на основе данных баланса денежных доходов и расходов населения) с 54,7% в 2010 году до 56,1% в 2011 году, практически достигнув максимального уровня 2000-х, наблюдаемого в 2006 году (56,2%). То, что за этим ростом стояло изменение налоговых правил, подтверждается замедлением роста легальных заработных плат. На протяжении всех 2000-х годов, за счет постоянного роста цен на нефть реальные зарплаты существенно опережали рост ВВП – в среднем на 3-6 процентных пункта, а в отдельные годы – и более чем на 10 процентных пунктов. Несмотря на благоприятную мировую конъюнктуру, рост реальной заработной платы оказался ниже роста ВВП. При этом, если бы соотношение теневых и легальных зарплат оставалось на уровне 2009-2010 годов, то реальные зарплаты увеличились бы в 2011 году не на 4,2%, а на 5,8 процентов.
Поэтому для одновременного выполнения задач развития и бездефицитности бюджета необходимы решения по оптимизации пенсионной системы.
Она может включать, например, меры по изменению досрочных пенсий, повышению требований к минимальному страховому стажу, стимулированию более позднего выхода на пенсию, развитие добровольных накоплений»