На основании п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон № 296-ФЗ) в случае рассмотрения арбитражным судом вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве после дня вступления в силу Закона № 296-ФЗ утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве осуществляется в порядке, установленном новой редакцией Закона о банкротстве.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 № 130, названная норма применяется и тогда, когда процедура банкротства, в которой утверждается арбитражный управляющий, осуществляется по правилам старой редакции Закона о банкротстве.

Арбитражный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:





— по заявлению арбитражного управляющего;

— по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

В соответствии со ст. 20.5 Закона о банкротстве, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации арбитражных управляющих, эта организация обязана направить в арбитражный суд ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Указанное ходатайство должно быть направлено в течение четырнадцати рабочих дней с даты принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения о прекращении членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации в связи с его выходом из этой организации.

— при принятии собранием кредиторов решения при рассмотрении плана внешнего управления об освобождении внешнего управляющего;

— при принятии судом решения об освобождении конкурсного управляющего при рассмотрении разногласий по продажи имущества – в процедурах, проходящих в старой редакции Закона о банкротстве.

Арбитражный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей арбитражного управляющего:

— на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица арбитражным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица арбитражным управляющим.

Согласно нормам ст. 20.2 Закона о банкротстве, арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие:

— которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

— которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

— в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве;

— которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 20.4 Закона о банкротстве, в случае получения уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, о дисквалификации арбитражного управляющего саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана в течение трех дней с даты получения такого уведомления направить в арбитражный суд ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве. Ходатайство должно быть направлено по почте или иным способом, обеспечивающим получение такого ходатайства не позднее чем через пять дней с даты его направления.

— которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

— которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве, в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, эта организация обязана в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения, заявить в арбитражный суд ходатайство об отстранении от участия в деле о банкротстве такого арбитражного управляющего.

В соответствии с ч. 2 с. 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Поэтому отстранение временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего осуществляется арбитражным судом в коллегиальном составе.

В таком же порядке производится утверждение арбитражного управляющего вместо отстраненного или освобожденного арбитражным судом от исполнения своих обязанностей.

При этом заявление арбитражного управляющего о его освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего рассматривается судьей единолично в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве.

После первого утверждения арбитражного управляющего на основании заявления о признании должника банкротом в дальнейшем предоставление саморегулируемой организацией информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, осуществляется не на основании судебного акта, а на основании протокола собрания кредиторов, направляемого саморегулируемой организации лицом, проводившим собрание кредиторов.

Согласно п. 6 ст. 45 Закона о банкротстве, в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

В связи с изложенным, в силу п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60, к направляемому в суд заявлению (ходатайству) об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего заявителем должны быть приложены доказательства направления копий этого заявления саморегулируемой организации и представителю собрания кредиторов.

В данном случае собрание кредиторов вправе принять решение о выборе арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации как до судебного заседания по вопросу об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего, так и после принятия судебного акта об этом.

Проведение такого собрания кредиторов освобожденным (отстраненным) арбитражным управляющим, а в соответствующих случаях самими кредиторами не является основанием для признания принятого решения недействительным.

Порядок выбора уполномоченным органом на собрании кредиторов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, определен п. 8 Порядка голосования, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219, согласно которому уполномоченный орган голосует за саморегулируемую организацию, член которой осуществлял до проведения собрания кредиторов полномочия арбитражного управляющего.

В соответствии с Письмом ФНС РФ от 20.05.2005 № 19-10-03/000525@, при голосовании на собраниях кредиторов по вопросу определения СРО в случае перехода арбитражного управляющего во время проведения процедуры банкротства из одной СРО в другую уполномоченный орган голосует за СРО, членом которой арбитражный управляющий являлся на момент утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

Исключения данного порядка голосования предусмотрены в следующих случаях:

a) при наличии вступившего в силу судебного акта о нарушениях арбитражным управляющим — членом отстраняемой саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации, допущенных в данном деле о банкротстве, кроме случаев, когда такой судебный акт вынесен по требованию данной саморегулируемой организации.

b) Необходимо помнить, что вступивший в законную силу судебный акт о нарушениях арбитражным управляющим — членом саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации является основанием для замены саморегулируемой организации (голосования за другую саморегулируемую организацию) только в деле о банкротстве, в котором такой судебный акт был вынесен;

c) при исключении отстраняемой саморегулируемой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а равно при поступлении в уполномоченный орган информации о принятии судом решения о таком исключении по заявлению регулирующего органа;

В случае если решение об исключении отстраняемой саморегулируемой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих принято по заявлению саморегулируемой организации и при этом арбитражный управляющий, осуществлявший полномочия в данном деле о банкротстве, в течение 15 дней с даты принятия решения об исключении отстраняемой саморегулируемой организации из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, но не позднее даты проведения собрания кредиторов по вопросу определения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, вступил в члены иной саморегулируемой организации и в деле о банкротстве отсутствуют вступившие в силу судебные акты о нарушениях арбитражным управляющим — членом отстраняемой саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации, допущенных в данном деле о банкротстве, уполномоченный орган голосует за саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий на дату проведения собрания кредиторов.

d) при наличии заявления отстраняемой саморегулируемой организации о невозможности представления кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом, а равно в случае, если такие кандидатуры не представлены в арбитражный суд в установленном порядке.

Кроме того, в соответствии с Письмом ФНС РФ от 15.03.2005 № 19-10-03/000287@, руководствуясь п.11 Порядка голосования, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219, по решению уполномоченного органа может быть принято иное решение о голосовании по вопросам, рассматриваемым на собрании кредиторов, чем предусмотренное данным Порядком голосования.

Данное решение по п. 11 Порядка голосования принимается исключительно ФНС России.

Письмом ФНС России от 03.07.2008 № ВЕ-6-8/475@ доведено письмо Минэкономразвития от 18.06.2008 № 8093-АП/Д06 о порядке действия уполномоченного органа для принятия решения о голосовании за иную СРО в отсутствие оснований, предусмотренных подпунктами а)-в) пункта 8 Порядка голосования, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219.

Абзац 3 п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве предусматривает, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих контролирует профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о банкротстве и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего.

Наличие замечаний к деятельности арбитражного управляющего означает, что саморегулируемой организацией арбитражных управляющих не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью своего члена, хотя обязанность такого контроля прямо предусмотрена законом, а также правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденными саморегулируемой организацией.

Таким образом, при наличии замечаний к деятельности освобождаемого арбитражного управляющего уполномоченному органу при наличии большинства голосов на собрании кредиторов необходимо обеспечить смену саморегулируемой организации в данном деле о банкротстве.

С учетом изложенного, при принятии арбитражным судом решения об освобождении арбитражного управляющего и отсутствии на момент принятия такого решения протокола собрания кредиторов об определении СРО, из числа членов которой подлежит утверждению новый арбитражный управляющий, суд после освобождения арбитражного управляющего не вправе назначить нового арбитражного управляющего, поскольку это будет противоречить п. 6 ст. 45 Закона о банкротстве.

Для назначения нового арбитражного управляющего требуется решение собрания кредиторов, определившее саморегулируемую организацию, из числа членов которой, должен быть утвержден арбитражный управляющий или кандидатуру арбитражного управляющего.

Такое решение собрания кредиторов должно быть представлено в суд собранием кредиторов в десятидневный срок с даты освобождения арбитражного управляющего.

Руководствуясь Письмом ФНС России от 03.07.2008 № ВЕ-6-8/475@, при наличии замечаний к деятельности освобождаемого арбитражного управляющего в деле о банкротстве предприятия и организации любой группы, необходимо заблаговременно до даты собрания кредиторов (например, при принятии судом заявления об освобождении и назначении даты судебного заседания) направить в адрес ФНС России запрос об определении СРО и заключение, отражающее замечания уполномоченного органа к деятельности арбитражного управляющего и материалы, подтверждающие указанные замечания, с приложением справки о ходе дела о банкротстве.

Если судом при удовлетворении ходатайства арбитражного управляющего об освобождении не определено лицо, правомочное на созыв собрания кредиторов для целей принятия решения о выборе СРО, уполномоченный орган, руководствуясь п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60, имеет право созвать собрание кредиторов, уведомив лиц, обладающих правом голоса на собрании кредиторов телеграммами в пятидневный срок до даты собрания кредиторов о созыве собрания кредиторов.

Повестка дня должна быть определена следующим образом:

1.О выборе СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

2.О выборе представителя собрания кредиторов для целей обращения в суд с ходатайством о выборе СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

Протокол собрания кредиторов, как указано выше, необходимо представить в суд в десятидневный срок с даты освобождения арбитражного управляющего с приложением доказательств надлежащего уведомления лиц, обладающих правом голоса о собрании кредиторов, копий бюллетеней для голосования и доказательств направления протокола в адрес выбранной СРО.

Если арбитражным управляющим созывается собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об его освобождении или вопроса о переходе к следующей процедуре банкротства (при переходе к другой процедуре банкротства, Законом о банкротстве также предусмотрена необходимость определения СРО), вышеуказанные действия по смене СРО, при наличии замечаний к деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве любой группы, целесообразно производить заблаговременно.

Естественно, фактическая возможность смены СРО уполномоченным органом может быть обеспечена большинством голосов на собрании кредиторов.

Вышеуказанные нормы и необходимый порядок действия также применим при принятии арбитражным судом решения об отстранении арбитражного управляющего и отсутствии на момент принятия такого решения протокола собрания кредиторов об определении СРО, из числа членов которой подлежит утверждению новый арбитражный управляющий.

Наряду с этим, рассмотрение жалобы уполномоченного органа и иных конкурсных кредиторов и установление факта ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей имеет, в силу действующего законодательства и нормативных правовых актов, юридическую значимость для принятия решения о выборе СРО, из числа членов которой будет назначен арбитражный управляющий в деле о банкротстве.

В случае установления факта ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей в деле о банкротстве предприятия и организации любой группы, согласно п. 3 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 03.12.2004 № САЭ-3-19/146@ и руководствуясь пунктами 7, 8 Порядка голосования, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219, не позднее следующего дня с даты получения судебного акта (по почте или путем мониторинга интернет-сайтов арбитражных судов) уполномоченному органу необходимо направить данный судебный акт, справку о ходе дела о банкротстве, по форме, доведенной письмом ФНС России от 21.04.2008 № ГИ-6-1/303, и запрос об определении СРО в адрес ФНС России.

Смену СРО в данном деле о банкротстве обеспечить путем направления в адрес арбитражного управляющего заказным письмом с уведомлением о вручении требования о созыве собрания кредиторов с вопросами повестки дня:

1. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

2. О выборе СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

3. О выборе представителя собрания кредиторов для целей обращения в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего и о выборе СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

При не проведении арбитражным управляющим собрания кредиторов в трехнедельный срок с даты получения требования о созыве, такое собрание кредиторов должно быть проведено уполномоченным органом.