В соответствии с п. 2 ст. 6 и нормам ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику:

— юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей, и должник не удовлетворил требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

— гражданину в совокупности составляют не менее 10 тысяч рублей, и должник не удовлетворил требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.





Согласно ст. 4 Закона о банкротстве, предусмотренные законодательством финансовые санкции (пени, штрафы, неустойки, проценты) не учитываются при определении признаков банкротства.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Кроме того, Законом установлена обязанность должника по подаче в суд заявления должника, если:

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

— органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

— органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

— обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность;

— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом под недостаточностью имущества понимается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника, а под неплатежеспособностью — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств.

Заявление должно быть направлено должником в суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В случае если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Согласно ст. 224 Закона о банкротстве, в случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 224, согласно ст. 226 Закона о банкротстве, является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином — должником положений Закона о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, установленных выше, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения указанного обязательного срока.

У конкурсного кредитора и уполномоченного органа по денежным обязательствам право возникает с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

По обязательным платежам право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника.

При этом право на подачу заявления о признании должника банкротом реализуется уполномоченным органом в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее — Постановление).

В соответствии с п. 2 указанного Постановления, уполномоченный орган принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

— не ранее 30, но не позднее 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа;

— в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Перечень федеральных органов исполнительной власти отражен в приложении № 2 к Постановлению, и ими являются:

1. Министерство финансов Российской Федерации;

2. Федеральное агентство по государственным резервам;

3. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

4. Федеральная таможенная служба;

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);

6. Орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);

7. Фонд социального страхования Российской Федерации;

8. Федеральная служба судебных приставов.

Механизм действий уполномоченного органа по подаче в суд заявления о признании должника банкротом определен нормами Приказа ФНС России от 03.12.2004 № САЭ-3-19/146@ и Приказа Минэкономразвития России от 19.10.2007 № 351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации (СРО) арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом» (см. Приложение 1 к данному пособию).

Для целей согласования решения о подаче в суд заявления о признании должника банкротом предусмотрено разделение должников на группы.

1. В первой группе должников, чей выбор саморегулируемой организации при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника которых принимается ФНС России, учитываются:

a) организации, отнесенные в соответствии с законодательством о налогах и сборах к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности и подлежащие налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях;

b) предприятия и организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией в совокупности составляет не менее чем 100 миллионов рублей;

c) унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации;

d) акционерные общества, доля Российской Федерации в которых составляет 25% и более;

e) организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

f) организации, отнесенные к стратегическим предприятиям;

g) организации — субъекты естественных монополий.

2. Во второй группе должников, выбор саморегулируемой организации при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника которых принимается УФНС России по субъектам Российской Федерации, учитываются:

a) градообразующие организации, не отнесенные к первой группе;

b) предприятия и организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией в совокупности составляет от 50 миллионов рублей до 100 миллионов рублей;

c) унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

3. В третьей группе должников, выбор саморегулируемой организации при направлении в арбитражный суд заявления о признании должник