Разногласия, которые могут возникнуть по акту камеральной проверки, дают фирме возможность не тратить время и средства на обращение в суд. Доводы организации могут убедить сотрудников ИФНС отказаться от своих обвинений. Как вести себя на рассмотрении возражений?

В случае возникновения споров с инспекторами у компаний есть два пути: либо согласиться с выявленными нарушениями, дабы «не испортить отношения» с инспекцией, либо занять жесткую позицию защиты прав фирмы.





Но, даже решив отстаивать свою правоту, многие бухгалтеры и директора считают, что письменные доводы против акта проверки не возымеют никого результата, поскольку вся процедура носит формальный характер, следовательно, аргументы инспекторов будут перенесены в решение.

Но на практике встречаются случаи, когда предпринимателям благодаря разногласиям удается отменить все или часть начислений. Именно на стадии возражений фирма выстраивает свою позицию в споре, готовит аргументацию и необходимые документы, а также имеет возможность получить информацию об основных доводах инспекции. Поэтому очень важно не только грамотно подготовить письменные разногласия, но и тщательно продумать стратегию спора с ИФНС. Выражение «Спор выигрывает тот, кто не спорит» неприменимо к налоговому конфликту и, чтобы его разрешить, нужно в нем участвовать, используя управленческие и психологические приемы.

Каждая организация должна помнить, а также в нужный момент подсказать инспекторам то, что в силу пункта 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов толкуются в пользу бизнеса.

Действующие лица

Итак, инспекция уведомила предприятие о времени и месте рассмотрения акта. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе лично или через посредника. Законный представитель общества – генеральный директор, президент и т.д. – отстаивает интересы фирмы на основании учредительных документов, а уполномоченный представитель – на основании доверенности. На встречу с чиновниками следует взять с собой: экземпляр письменных возражений, акт налоговой проверки и приложенные к нему документы, калькулятор, чистую бумагу и ручку.

Выражение «Спор выигрывает тот, кто не спорит» неприменимо к налоговому конфликту и, чтобы его разрешить, нужно в нем участвовать, используя управленческие и психологические приемы.

Представителей организации должно быть несколько. В первую очередь, присутствовать на разбирательстве должен тот, кто максимально подробно и в наиболее четкой форме сможет пояснить доводы компании. Это может быть генеральный директор, главный бухгалтер или иное должностное лицо. Позиция фирмы станет еще убедительнее, если на встрече будет присутствовать юрист, либо привлеченный квалифицированный консультант. Более того, если этот специалист участвовал в подготовке возражений, его участие в рассмотрении материалов будет не просто желательным, но и необходимым, поскольку именно он выстраивал стратегию защиты и формулировал ее в документах. Чем плох представитель общества? Только одним: работник компании не всегда достаточно хорошо владеет информацией о правах организации.

К примеру, многие фирмы не знают, что документы могут быть представлены в налоговый орган вплоть до вынесения решения. Это прямо указано в Письме от 28 июня 2004 года № 11-10/42411 УФНС по г. Москве и косвенно – в Письме Минфина России от 14 сентября 2009 года № 03-02-07/1-425.

Еще один нюанс: приведенные обществом в свою защиту доводы должны быть изложены в решении, вынесенном инспекцией (Письмо УФНС по г. Москве от 11.07.2007 года № 09-10/065649@).

Сергей Пронин, эксперт журнала «Расчет»