Стремление компаний любой ценой снизить свои налоговые обязательства порождает на практике много вопросов. А именно: как сделать это законным способом? Одним из таких способов оптимизации налогообложения является «офшорный» метод налогового планирования. Основой данного метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.
Необходимо различать такие понятия, как «уклонение от налогообложения» и «правомерная налоговая оптимизация», к которой относится «офшорный» метод налогового планирования. Уклонение от налогов — это нарушение законодательства, а в отдельных случаях и уголовное преступление. Однако к «офшорному» методу налогового планирования это отношения не имеет, так как для целей оптимизации налогообложения в этом случае используются компании, зарегистрированные в различных странах, действующие в безналоговом или низконалоговом режиме.





Остановимся на наиболее распространенных схемах, используемых компаниями для минимизации своего налогообложения.

Базовый принцип налогового планирования с использованием офшорных компаний можно сформулировать следующим образом: доходы от деятельности компаний, расположенных в различных географических зонах, поступают в офшорную компанию (центр прибыли), которая находится в выгодной с налоговой точки зрения юрисдикции. Офшорные компании могут выступать в качестве разного рода посредников, участников финансовых операций, на их банковских счетах аккумулируются полученные доходы.

Типичной схемой налогового планирования является использование лицензионных договоров. В соответствии с п. 1 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

В настоящее время очень распространенной является ситуация, когда одна компания (чаще всего зарубежная) предоставляет другой право использовать объекты интеллектуальной собственности за определенную плату (роялти).

Для того чтобы минимизировать налогообложение, правообладателем объекта интеллектуальной собственности должна быть компания, зарегистрированная в низконалоговой юрисдикции.

Рассмотрим на примере.

Пример. Офшорная компания A заключила лицензионный договор с организацией B, зарегистрированной в государстве, с которым у Российской Федерации подписано соглашение об избежании двойного налогообложения (например, на Кипре). Организация B передает по сублицензионному договору российской фирме C право пользования нематериальными активами. Фирма C в соответствии с заключенным сублицензионным договором выплачивает роялти в пользу организации B, которая, в свою очередь, выплачивает роялти по лицензионному договору компании A.

Выбор участников сделки обусловлен тем, что между РФ и Кипром заключен Международный договор об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которым налоговая ставка по выплачиваемым роялти составляет 0%. Лицензионные платежи (роялти) в полном объеме будут списаны на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль у российской фирмы. Организация B, расположенная на Кипре, получив доход, уменьшает его на сумму лицензионных платежей и, следовательно, также минимизирует полученную прибыль.

Эта же схема может применяться и для перечисления дивидендов организации-учредителю, зарегистрированной в офшорной зоне, так как дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, т.е. в составе расходов при налогообложении не учитываются роялти в полном объеме, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.

Если иностранная организация является резидентом одного из государств, с которым у Российской Федерации имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, то при выплате дивидендов (роялти, процентов) может применяться пониженная налоговая ставка.

Однако п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Другой налоговой схемой является заем денежных средств у офшорной компании. Суть данной схемы заключается в предоставлении займа российской организации, которая по договору выплачивает проценты. Размер процентов по таким договорам чаще всего завышен, и таким образом большая часть прибыли переводится в офшорную зону с минимальным налогообложением.

Еще одним способом минимизации налога на прибыль является реализация товаров через офшорную компанию.

Пример. Фирма A — российская компания — реализует товар своей офшорной компании, которая и является центром прибыли. Предположим, что себестоимость товара — 100 000 руб., цена реализации в «офшор» — 120 000 руб., прибыль составит 20 000 руб. Офшорная компания перепродает товар конечному покупателю за 200 000 руб., следовательно, прибыль от сделки должна составить 100 000 руб. Российская компания заплатит налог на прибыль с суммы 20 000 руб., хотя ей бы пришлось заплатить с прибыли в 100 000 руб. Суть данной операции заключается в том, что, регистрируя офшорную компанию в юрисдикции с низким налогообложением, российская организация экономит на налоге на прибыль при минимальных затратах. Так как регистрация компании, например в Бализе, не требует выплаты уставного капитала, уплата налогов заменена уплатой ежегодной пошлины, бухгалтерская и налоговая отчетность отсутствует.

Вместе с тем при использовании офшорных компаний для целей минимизации налогообложения следует иметь в виду следующее. В офшорных зонах отсутствуют налоги как таковые, поэтому подобные территории не имеют подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения ни с одной страной мира. Данное обстоятельство снижает эффективность процедуры налогового планирования в отношении отдельных видов доходов, например доходов в виде дивидендов, процентных доходов, доходов от лизинговых сделок, роялти. Ведь налоговый агент, выплачивая подобный доход своему контрагенту, одновременно с этим должен удержать налог.

Пример. Российская компания, выплачивая дивиденды иностранному акционеру, удерживает с них налог по ставке 15%. Если между государствами подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, то ставка может быть снижена до 10% или даже до 5%. Если же дивиденды будут выплачиваться акционеру, зарегистрированному в офшорной зоне, ставка налога останется общей, то есть 15%.

Остановимся на вопросе контроля со стороны государств за операциями с нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах. Мировые державы давно ведут войну с офшорными зонами, для чего создаются специальные организации финансового контроля (FATF, OFAC, OLAF и др.).

Наше государство также принимает решительные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В Российской Федерации государственным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Наряду с этой службой контроль над организациями, осуществляющими расчеты с использованием офшорных компаний, ведут налоговые органы и ЦБ РФ.

В последние годы Федеральная налоговая служба активизировала борьбу с налоговыми схемами. С 1 января 2007 г. вступили в силу поправки в НК РФ, которые существенно расширили полномочия налоговых органов по сбору информации. В настоящее время они вправе запрашивать сведения о сделках проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц (ст. 93.1 НК РФ).

На сайтах ФНС России стали публиковаться «черные списки» фирм-однодневок, не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, список недобросовестных организаций, списки подозрительных зарубежных (офшорных) компаний и т.д.

В целях привлечения участников международного бизнеса на свою территорию страны, обладающие статусом офшорной зоны, создают все условия для соблюдения и охраны коммерческой тайны офшорной компании. Правительство данных территорий часто отказывается сотрудничать с правоохранительными органами других стран по вопросам раскрытия банковских и иных тайн в соответствии с международным договором. Хотя в отдельных случаях зарубежные юрисдикции лояльно относятся к проведению расследований.