Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ внесены изменения в статью 70 НК РФ по срокам направления Требования об уплате налога (далее — Требование). Налоговым органам необходимо осуществлять процедуру выявления недоимки и оформлять документ по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@. В связи с вступлением в силу данной нормы Налогового кодекса были внесены изменения в приказ по информационным ресурсам, который определяет состав электронных документов по работе с задолженностью. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено Требование об уплате налога.





Данное положение относится к недоимке, которая возникла по текущим платежам налогоплательщика. По юридическим лицам — это те суммы, которые продекларировал сам налогоплательщик. По физическим лицам — это неоплаченные суммы по имущественным налогам. Требованием об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также сбора, пеней и штрафов. Редакцией Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ исключено положение о том, что Требование направляется только в письменном виде. Таким образом, Налоговый кодекс РФ позволяет извещать налогоплательщика о задолженности в электронном виде, эта процедура предназначена для тех плательщиков, которые обмениваются информацией с налоговым органом по электронным каналам связи. Требование обязывает налогоплательщика в установленный срок уплатить неуплаченную сумму налога. Документальное основание выявления недоимки налогоплательщику не направляется. Это внутриведомственный документ налоговой службы. Требование направляется только при наличии у налогоплательщика задолженности.

Важным моментом является то, что в существующих версиях программы ЭОД, на которой работает налоговая служба, не всегда осуществляется корректный зачет платежей плательщика в карточках расчета с бюджетом. Это связано с тем, что не всегда правильно указаны все параметры, по которым осуществляется зачет. Например, период, за который осуществлен платеж, — месяц или квартал. Кроме того, многочисленные операции «сторно» в КРСБ тоже приводят к тому, что в карточках имеются так называемые «незачтенные» платежи. Начисления по таким платежам являются недоимкой и попадают в документ выявления недоимки. Поэтому для наиболее достоверного составления документов выявления недоимки необходимо сначала проверить КРСБ на предмет выявления незачтенных платежей, осуществить их технический целевой зачет и затем только приступать к технологическому процессу выявления недоимки и формирования Требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения. Следует учесть, что налогоплательщик имеет право обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения по налоговой проверке, а также предоставить Определение суда о принятии обеспечительных мер по неприменению мер принудительного взыскания по указанному решению. В такой ситуации выставление налогоплательщику Требования является нарушением АПК. В связи с этим Требование желательно формировать и направлять налогоплательщику на следующий день после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки и отражения начисленных сумм в КРСБ.

Кроме того, статьей 69 НК РФ определено, что Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, сроке уплаты налога. Также Требование должно содержать размер пеней, начисленных на день его выставления. Следует обратить внимание на следующую ошибку: в Требованиях, выставляемых инспекцией, пени указаны на первое число месяца, предшествующего выставлению Требования. Перед запуском процесса формирования Требований необходимо установить параметр оперативного дня +1. Тогда сумма пеней сформируется правильно.

Требование обязательно должно содержать срок исполнения, а также меры по взысканию налога, которые применяются в соответствии с законодательством о налогах и сборах в случае неисполнения Требования налогоплательщиком. НК РФ (в редакции закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) определено, что Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период не указан в Требовании. НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010) определен минимальный срок исполнения Требования — в течение восьми дней с даты его получения. В соответствии со ст. 6.1 НК РФ, если не установлено исчисление срока в календарных днях, то исчисление производится в рабочих. Такая продолжительность исполнения Требования обусловлена наличием продолжительных выходных и праздничных дней в России.

Требование должно быть передано руководителю организации или физическому лицу (либо их законным представителям) под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения и дату получения данного документа. Если Требование невозможно вручить лично, то оно направляется по почте заказным письмом. По истечении шести дней с даты отправки такое письмо считается полученным.

Пример:

ООО «Звезда» не оплатило НДС за 2-й квартал 2009 года, начисленный по сроку на 20.07.2009 в сумме 1,0 тыс. руб. В КРСБ данное начисление отражено 21.07.2009. Инспекция осуществила выявление недоимки 25.07.2009. В соответствии со ст. 69 в срок не позднее 25.10.2009 организации необходимо выставить Требование об уплате налога на указанную сумму.

В соответствии с письмом ФНС России от 13.08.2007 № ШТ-14-19/314 (для служебного пользования) Требование должно быть направлено в более сжатые сроки, а именно: не позднее 30 календарных дней со дня выявления недоимки. В приведенном примере Требование об уплате налога должно быть направлено ООО «Звезда» в срок не позднее 25.08.2009.

Форма Требования утверждена приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@. В данный приказ внесены изменения приказом ФНС РФ от 26.04.2010 № ММВ-7-8/202 @. Этим приказом в форму Требования внесены следующие изменения:

абзац третий оборотной стороны требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (приложения 1 и 2 к приказу ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@) дополнить абзацем следующего содержания:

«Одновременно

(наименование налогового органа)

предупреждает об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления».

Кроме того, руководителем Федеральной налоговой службы РФ подписан и направлен для исполнения план мероприятий по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам (далее — План). План направлен письмом руководителя ФНС России от 15.09.2008 № ММ-6-1/652. В соответствии с данным планом инспекции должны сформировать реестр должников по категориям. Недоимщики, имеющие наиболее высокий уровень недоимки (70% от общего объема недоимки по субъекту), и крупнейшие налогоплательщики региона должны входить в реестр по первой категории недоимщиков. Вторая категория — налогоплательщики, систематически допускающие несвоевременную уплату текущих платежей (более двух раз в течение года). Третья категория — остальные налогоплательщики. Поскольку по различным налогам установлены соответствующие сроки их уплаты, налогоплательщики, допустившие неуплату по различным видам налогов (например, по НДС поквартально), должны быть отнесены ко второй категории. В зависимости от категории в данном плане регламентированы сроки направления Требований об уплате налога. По всем категориям реестр должников формируется в течение 5 дней с момента наступления срока уплаты налога. Поскольку в каждой инспекции имеются налогоплательщики, которые направляют декларации в адрес инспекции по почте, то и соответственно ввод начислений в КРСБ по ним осуществляется в более продолжительный срок после наступления срока уплаты. Соответственно реестры должников подлежат уточнению хотя бы еженедельно, особенно по второй категории предприятий. Сроки направления Требования регламентированы Планом и составляют:

— по первой категории — не позднее следующего дня после формирования списка должников;

— по второй категории — от 3 до 5 дней с момента формирования списка должников;

— по третьей категории — не позднее 10 дней с момента формирования списка должников.

Пример.

В приведенном выше примере Требование ООО «Звезда» должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней после выявления недоимки. А если данная организация отнесена ко второй категории плательщиков – то через 5 дней, т.е. 28.07.2009.

Таким образом, инспекции должны выставлять требования об уплате налога: максимально — в предельные сроки, установленные НК РФ, минимально — в сроки, установленные нормативными документами ФНС России.