Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность на территории Российской Федерации, обязаны представлять в налоговую инспекцию, в которой они состоят на налоговом учете, отчетность, предусмотренную действующим законодательством. По представленным налогоплательщиком декларациям инспекция проводит исчисление налогов и отражает сумму начисленного налога в карточках расчетов с бюджетом, которые ведутся по каждому виду налога отдельно. По всем видам налогов и сборов действующим законодательством предусмотрен конкретный срок уплаты налога или сбора. Таким образом, обязанность по уплате конкретного налога возникает у налогоплательщика в зависимости от суммы, указанной в декларации.

Кроме того, налоговый орган имеет право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. По результатам налоговой проверки инспекция выносит решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности. Суммы, указанные в решении по акту проверки, налогоплательщик обязан оплатить в установленный срок.





Изменяется и прекращается обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных действующим законодательством.

Определяющим условием прекращения обязанности по уплате налога является непосредственно уплата налога.

Изменение обязанности по уплате налога может наступить в результате вступления в законную силу решения суда.

По юридическим лицам обязанность по уплате налога прекращается также в связи с ликвидацией организации в соответствии со статьей 49 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан в установленный законодательством о налогах и сборах срок самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Взыскание задолженности по уплате налогов с организаций, у которых открыты лицевые счета, производится в судебном порядке. Таким способом производится взыскание задолженности по уплате налогов с организаций, финансируемых за счет бюджетов различных уровней. К таким организациям относятся учреждения образования, здравоохранения, войсковые части. При наличии такого решения инспекция обязана направить исполнительный лист к лицевому счету, открытому в органах федерального казначейства.

Налоговым органам в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ дано право взыскивать в судебном порядке задолженность по уплате налогов, числящуюся более 3 месяцев в зависимых (дочерних) обществах (предприятиях), в случае когда на счета головных организаций поступает выручка от реализации товаров, работ, услуг дочерних предприятий.

Пунктом 3 статьи 45 НК РФ определен момент исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной в момент предъявления в банк поручения на перечисление средств в бюджет при условии наличия достаточных средств на счете плательщика. Факт наличия денежных средств на корреспондентском счете банка не рассматривается.

В то же время пунктом 4 статьи 45 НК РФ определены условия, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной. В частности, неправильное указание налогоплательщиком в поручении номера счета УФК и наименования банка получателя, повлекшее неперечисление налога в бюджетную систему РФ, является обстоятельством неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Пример. Налогоплательщик, состоящий на налоговом учете в Москве, в поле «банк получателя» указал «УФК по Ярославской области». Денежные средства не поступят в соответствующий бюджет. Следовательно, обязанность плательщика по уплате налога не исполнена.

Согласно подпункта 5 пункта 4 статьи 45 НК РФ при наличии в картотеке к расчетному счету налогоплательщика в банке платежных документов, имеющих в соответствии с гражданским законодательством первоочередное погашение и отсутствии на счете на момент предъявления поручения на перечисление налогов достаточного остатка денежных средств для удовлетворения всех требований, обязанность по уплате налога также не может быть признана исполненной.

Пунктом 7 статьи 45 НК РФ установлено, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, действующие в настоящее время, утверждены приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н.

Кроме того, пунктом 7 статьи 45 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик имеет право подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с пакетом документов, подтверждающих уплату налога в бюджет, и с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Основание платежа может обозначаться следующими показателями:

«ТП» — текущий платеж;

«ЗД» — добровольное погашение задолженности при отсутствии требования налогового органа;

«ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налога.

Налоговый орган по заявлению налогоплательщика и акту сверки принимает решение об уточнении платежа в бюджетную систему РФ, при этом осуществляется пересчет пеней, начисленных с момента неправильной уплаты до момента уточнения платежа.